Том 1

Том первый А – Аколла

Один из самых примечательных томов энциклопедии, содержащий много интересной и полезной информации. Весьма интересно предисловие ко всей энциклопедии. Прочитать его можно здесь и здесь. Выложить в тело поста не получилось, так что пришлось задействовать запасной вариант :0)))
Любопытно, что уже здесь отмечается, что статьи БСЭ предполагают «уровень знаний в объёме школы 2-й ступени или рабфака.В прежних энциклопедиях чувствовалось, что они написаны для интеллигентов с преимущественно литературно-историческими интересами, – в противоположность этому Большая Советская Энциклопедия перенесёт в общественных науках центр тяжести в экономику, современную политику и советскую практику». Кроме того, из предисловия ясно, что изначально предполагалось, что энциклопедия будет тридцатитомной. На деле получилось почти в два раза больше: 65 томов + безномерной том об СССР, выпущеный последним в 1947 году.
Интересен и список авторов энциклопедии, приведённый в первом томе. В нём встречаются такие фамилии, как Бухарин, Бонч-Бруевич (геодезия), Бурденко (хирургия), Зиновьев, Каменев, Кжижановский Г.М. (энергетика), Куйбышев, Луначарский (история литературы и театра), Рыков, Свердлов В.М. (младший брат Якова Свердлова, расстрелянный в апреле 1939г), Троцкий. Нет ни Ворошилова, ни Буденного, ни Лысенко, ни Калинина, ни многих других столпов советского государства.
Большие и наиболее примечательные статьи первого тома
Абиссиния. Статья об этой стране занимает 4 страницы и рассказывает как о её особенностях, так и об истории. Кратко излагаются общие сведения об этой стране. Большое внимание уделяется проблеме работорговли и претензиям стран-победительниц на эту территорию.
Абхазская Советская Социалистическая Республика. Статья об этой стране занимает 7 страниц энциклопедии. Самая коротка подглавка «Охота». «В лесах и горах А. р. Много дичи и пушного зверя. Промысловое значение имеет охота на куниц и выдр». Собственно и всё. Одна из самых больших подглавок «История». Ровно половину в ней занимают события с 1905 по 1924 годы. В энциклопедии есть цветная карта этой республики. Так что сторонникам независимости Абхазии есть на что опираться.
Авиация. 142 – 172 столбцы посвящены авиации и всему, что с ней связано. Даётся очень подробный и интересный очерк по истории авиации, а также о её будущем. Рассказывается о приоритетных направлениях в развитии военной авиации (разведчики, бомбардировщики, штурмовики, истребители). Делается прогноз о том, что в дальнейшем именно они будут играть основную роль в войнах. Также рассказывается о развитии гражданской авиации и её возрастающем значении. Подробно описываются авиационные двигатели, приводятся рисунки различных типов самолётов. Вот лишь некоторые из этих рисунков.


Авилов Николай Павлович. Типичная статья о типичном большевике. С краткой биографией и описанием революционной деятельности и с портретом. Именно по наличию или отсутствию портрета можно определить лояльность или нелояльность персонажа к ВКП (б). Если портрет есть, значит лоялен. Если нет, значит нет.
«В начале 1914 большевистской фракцией Госуд. думы был послан к В.И. Ленину в Поронино (близ Кракова).  В начале империалистической войны А. работал в Екатеринославе, вскоре был арестован и снова отправлен в ссылку, но бежал и возобновил работу в Москве, где вновь был арестован и сослан в Нарымский край. Из этой ссылки А. бежал накануне Февральской революции. После Октября назначен был народным комиссаром почт и телеграфа. Затем он был послан в качестве комиссара Черноморского флота, а по возвращении с Юга вошёл в работу ВЦСПС и, как представитель его был членом ЦИК 6 и 7 созывов. В период 1924 – 1925 А. – председатель Ленинградского губпрофсоюза, член президиума Ленинградского исполкома. Был участником нашей профсоюзной делегации, ездившей в Лондон для переговоров с Генер. Советом трэдюниоров об установлении единого фронта».
Авксентьев Николай Дмитриевич. А это уже типичная статья о враге советской власти. Вот скан её начала.




В конце говорится, что "В наст. время (1925) А.– член ЦК партии с.–р., принимает деятельное участие в белогвардейской печати, являясь одним из наиболее непримиримых врагов Советской России".
Австралия. 181 –243 столбцы первого тома целиком посвящены Австралии.
 Австрия. 255 – 302 столбцы посвящены Австрии и Австро-Венгрии. В целом, несмотря на старания выдержать нейтральный тон, понятно, что отношения между Австрией и СССР весьма натянутые.
 Автомобиль. 332 –356 столбцы посвящены автомобилю. Для меня, как для человека не обременённого техническими знаниями, статья очень интересная. Я, например, не подозревал, что уже в то время существовали не только бензиновые автомобили, но и паровые, и электрические. Здесь же даются рисунки всех трёх типов автомобилей, а заодно рассказывается о том, что они бывают разными по назначению и строению. Приводятся даже соответствующие рисунки. Вот они.



Здесь же рассказывается об автомобильных двигателях. Почему-то ни слова не говорится о дизельном двигателе, который в то время уже начал применяться в Германии и других странах.
Вообще нужно отметить очень высокое качество статей, посвященных техники, биологии и географии. Написаны с одной стороны весьма профессионально, с другой, настолько доходчиво, что всё понятно после первого прочтения. Чувствую, что за время изучения этой энциклопедии, я восполню многие пробелы в своём образовании


Аграрный вопрос. 42 страницы первого тома посвящены аграрному вопросу, который исследуется с древнейших времён до начал 20 века. Этих статей я не читал. Впредь буду внимательней. Если у кого-то есть интерес к освящению этого вопроса, сообщайте, буду изучать, излагать, или цитировать
Аджаристанская АССР. Небольшая, но толковая статья об Аджарии, с описанием её географии, истории, сельского хозяйства, промышленности. Дана достаточно подробная карта области. Примечательно окончание статьи. «В 1921 была создана Автономная ССР Аджаристана, входящая в состав ССР Грузии. После этого для Аджарцев началась новая эра свободного развития, чуждого какого-либо национального гнета. Попытка восстания меньшевиков, в августе 1924, встретила решительный протест со стороны населения создавшего вооруженные отряды (3 т. чел.) для борьбы против повстанцев и реакционеров-аджарцев, находящихся по ту сторону границы».
Адлер. «Мыс на кавказском берегу Черного м., между Сочи и Гаграми. Представляет большую намывную, болотистую низменность при устье р. Мзымты. На мысу расположен поселок А., ок 1000 ж. Отсюда начинается шоссе в горный курорт – Красную Поляну. В 1925 А. соединен железной дорогой с Сочи». А вы думали, что Адлер - это город?
 Азербайджанская Советская Социалистическая Республика. Статья состоит из 6 частей: физико-географический очерк, демография, экономический очерк, народное образование; профсоюзы, партия, комсомол; исторический очерк. Дана карта республики, на которой видна, например, Нахичеванская ССР.
Азеф. Интересный факт: статья об Азефе начинается в столбце №666. Сразу же отмечается что это «известный провокатор, развивший свою деятельность до небывалых в истории революционных партий размеров». Между прочим весьма интересная статья, как-нибудь отсканирую её, или сфотографирую и вывешу отдельно. Интересно её окончание. «В 1918 (апрель) в заграничной прессе появилось сообщение о смерти А. в одной из берлинских больниц». Я проверял по современным источникам, Азеф действительно скончался в одной из больниц и, судя по всему, умер своей смертью. Тот ещё прохиндей.
Азия. Сатья занимает 27 страниц энциклопедии и снабжена 18 рисунками и картами. Состоит из следующих очерков:
История исследований
Физико-географический очерк
Этнография
Экономический очерк
История
А., как объект мирового империализма.

Заканчивается первый том энциклопедии статьёй об Эмиле Акколе, французском социалисте.
Ну что ж, пока всё.


Аркадий Аверченко
Аверченко, Аркадий Тимофеевич (1881 – 1925), писатель-юморист. Происходил из купеческой семьи, служил конторщиком, выдвинулся после 1905, гл. обр., в качестве редактора «Сатирикона». Сотрудничал в «Журнале для всех», «Утре», «Зрителе» и др. изданиях. Рассказы его выходили отдельными книжками. Юмор А. неглубокий, водевильного характера, хотя в редких случаях ему удавалось приподниматься и до общественной сатиры (в либерально-обывательских тонах). В революционные годы оказался в эмигрантском лагере, в угоду своему озлобленному читателю всячески чернил Советскую Россию, но в «смехе» А. чувствовалась в эти годы безнадежная растерянность. В последних рассказах своих А. с упоением рисует минувшие дни – картины сытой и пьяной жизни господствовавшего до революции класса.

***

Автоброневая дрезина
АВТОБРОНЕВАЯ ДРЕЗИНА, броневой автомобиль с переделанным для движения по рельсовому пути колесным ходом и выключенным рулевым управлением. Назначается для разведки вдоль ж.-д. пути, охраны тыла бронепоезда, несения охранной службы на стратегически важных участках ж.-д. пути, особенно в операциях малой войны, а также для ближнего огневого боя, вместо бронепоезда. А.д. придаются бронепоездам или действуют самостоятельно. Делятся на легкие (иначе пулеметные) и тяжелые (чаще пушечные). Вооружены пулеметами (от 2 до 5) или пушками (до 3“ калибра включительно) и пулеметами (до 3). Защищены броней от остроконечных пуль. Скорость около 50 км в час. Вес до 9 тонн.

***
Автоброневик
АВТОБРОНЕВИК, забронированный автомобиль, вооруженный пулеметами или орудиями. Сконструирование первого бронеавтомобиля, связанное с появлением автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, относится к 90 гг. прошлого столетия. Первые броневые автомобили, вооруженные пушками и пулеметами и снабженные перископом, были построены в Англии в 1900 – 1902 и применены с успехом в Англо-Бурскую войну. В 1904-05 в Гемании был забронирован 30-сильный, с 4 ведущими колесами автомобиль Даймлер, вооруженный мелкокалиберной пушкой.  В России неудачные опыты в 1899 с паровым автомобилем военного типа, вызвавшие сомнения в боевой пригодности А-ов, привели в 1900 к отказу от предложения герман. инженера Луцкого дать для России забронированный автомобиль. Только в августе 1914 удачное применение А. германцами бельгийцами в боевой обстановке заставило рус. ген. штаб приступить к формированию 1-й броневой автомобильной роты из автомобилей Русско-Балтийского завода забронированных на рус. же заводах. По прибытии в Россию из Англии А. «Остин» (Austin), из них были составлены особые автоброневые взводы. В последующем, Путиловский завод бронировал автомобили «Остин» (с усиленным шасси)и американские машины «Гарфорд»; Ижорский  завод – «Фиат», «Пирс-Арроу», «Пирлесс» и кроме того, гусенично-колесные тракторы «Пальмерс» и «Ломбард».
Последние образцы рус. бронирования по стойкости брони, по удобству размещения вооружения и команды не уступали заграничным. К концу войны в русской армии насчитывалось около 160 А., сведенных в 52 отделения и, далее, в дивизионы. Назначение автоброневых частей в бою – огневое содействие другим родам войск, в особенности пехоте и кавалерии. Положительные свойства: а) ближний огонь тяжелых пулеметов  по живым открытым целям, б) слабая уязвимость пулями, в) моральное воздействие на противника и г) быстрота переброски. Отрицательные: а) значительный вес (до 9 тонн), требующий для колесных машин шоссе и хороших грунтовых дорог и прочных мостов, б) уязвимость артиллерийским огнем при остановках и малых скоростях движения и в) громоздкий тыл для снабжения горючим, смазочными материалами и ремонтными средствами. При наличии соответствующих дорог, автоброневые части могут выполнять задачи: а) по разведке, б) по огневому содействию войскам в бою, в) по устройству засад и нечаянных нападений, г) по поддержанию связи, и, наконец, д) по подрыванию мелких сооружений, находящихся в сфере влияния или расположения противника. Особенно широкое применение могут иметь А. в обстановке гражданской войны, т.к. они незаменимы в уличном бою, в виду его кратковременности. А. сводятся по 2-3 во взводы или отделения. Последние сводятся в тактические единицы – дивизионы, роты или отряды. К ним придается транспорт из грузовых, легковых и специальных машин: автомастерских, автоцистерн, автокухонь и санитарных автомобилей.

Особенности конструкции А.: двойное рулевое управление, ревер, уши рение ободов колес, обеспечение заводки мотора с места шофера и усиление рамы, рессор и задних мостов, вызываемое тяжестью броневого кузова. Германия первая начала строить для бронирования специальные автомобили с 4-мя ведущими колесами, передним и задним постами управления, реверсами, допускающими движение с одинаковыми скоростями вперед и назад, и с двумя моторами – один спереди, другой сзади.
    Нек-рые броневые автомобили были без броневых башен, имея вид ящиков (гробов). Иногда с открытым верхом. В них вооружение было размещено либо  по амбразурам броневых стенок (бортов) либо на особых тумбах, позволяющих вести круговой обстрел через борта машины, при чем прислуга защищалась особыми щитами. В 1917, по предложению прапорщика Кегресс, на нескольких броневых автомобилях «Остин», взамен задних ведущих колес, было поставлено приспособление из движителя с резиновой гусеничной лентой, допускавшее движение без дорог и по снегу (Остин-Кегресс).



Для бронирования А. применяютя тонкие, до 9 мм, стальные листы, предохраняющие от обыкновенных и реже от бронебойных пуль. – Броневой корпус (черт.) состоит из: 1) будки мотора, прикрывающей двигатель, 2) будки шофера, прикрывающей передний пост управления А., 3) помещения для команды и огнеприпасов, 4) заднего поста управления и 5) одной или двух башен для команды, вращающихся на крыше помещения  и вооруженных каждая  или одним пулеметом, или 37 мм пушкой, или тем и другим в одной башне.
П. Иванов


***
Провокатор всех времён и народов

 АЗЕФ, Евно Фишелевич, известный провокатор, развивший свою деятельность до небывалых в истории революционных партий размеров. Сын портного, инженер-электрик по образованию (окончил Политех. институт в Карлсруэ), А. начал службу в департаменте полиции в 1893, еще будучи студентом. В 1899 вступил в заграничный союз с.-р., в 1901, вместе с Гершуни Г.А. объединил в одну партию раздельно существовавшие союзы с.-р. – Севреный, Южный и Заграничный; с тех пор, как организатор партии, он занимает в ней один из руководящих постов. После ареста Гершуни (весна 1903) А. становится во главе Боевой Организации партии с.-р. И проводит несколько удачных террористических актов (убийство министра вн. дел Плеве 15/VII 1904, московского ген.-губернатора, вел. кн. Сергея 4/II 1905). Успех этих покушений обеспечил А. неограниченное доверие партии и облегчил ему провокаторскую работу. За время своей службы в охранном отделении А. выдал: в 1901 – Съезд представителей Союзов с.-р. В Харькове, типографию Сев. Союза в Томске, в 1903 – часть членов Сев. Союза и Сев. Летучий боевой отряд; в 1905 – почти весь состав Боевой Организации (17 чел.), Областной съезд партии в Н. Новгороде, В.Я. Якимову, З.В. Коноплянникову; в том же 1905, избранный в Боевой комитет по подготовке вооруженного восстания в Петербурге, А. выдает план восстания полиции; в 1906 году – предотвращает покушения, подготовленные Боевой Организацией на мин. внутр. дел Дурново, в 1907 –предотвращает покушение на царя; в 1908 – выдает всю Боевую Организацию (казнено 7 чел.)и Летучий Боевой отряд. О провокаторстве А. в партию поступали сведения уже с 1902, но авторитет А. был настолько велик в партийных кругах и организаторская деятельность его – как по подготовке террористических актов, так и по транспортировке литературы, инструктированию местных комитетов и т.п., – была настолько интенсивна, что доносам не давали веры до 1908, когда когда провокаторство А. было окончательно доказано Бурцевым и подтверждено быв. Директором департамента полиции А.А. Лопухиным. Приговоренный ЦК с.-р. К смерти, А. успел, однако, скрыться (24/XII 1908). В 1910 он поселился в Берлине, по паспорту Неймейра, выданному рус. Посольством,вел жизнь рантье, играя в то же время еа бирже. В 1915 был арестован нем. Властями и содержался в Моабитской тюрьме – по нек-рым сведениям до конца 1917. имеются, однако, достаточно достоверные данные о том, что во время империалистической войны А. был, по крайней мере, в течение нек-рого времени в России.
    В 1918 (апрель) в заграничной прессе появилось сообщение о смерти А. в одной из берлинских больниц.

***
Автомат телефонный
АВТОМАТ ТЕЛЕФОННЫЙ, предназначается для публичного пользования в открытых местах (гостиницы, вокзалы, площади), снабжается автоматическим приспособлением, извещающим телефонистку на станции об опускании звонкой монеты требуемого достоинства в копилку, находящуюся в телеф. А., после чего телефонистка дает соединение с просимым номером и заводит счетчик времени, следящий за истечением времени положенного на разговор количества минут (3 – 5), по истечении которых, если отбой не получится ранее, она нарушает установленное с А. соединение. Вызов станции с А. обычно автоматический. В случае индукторного (см. индуктор) вызова последний бывает возможен после предварительного опускания монеты в щель, при чем монета своей поверхностью устанавливает в А. необходимое для вызова станции соединение. При автомат. вызове монета опускается по требованию телефонистки, при чем телефонистка в свой телефон контролирует опускание монеты в копилку. При индукторном вызове контроль опускания монеты телефонистка производит после требования нажать одну из кнопок в А.
   Для пользования разговорами разной стоимости (городские, пригородные, междугородные) А. имеют особые щели для монет разного достоинства.
   Падение монеты в копилку сопровождается: 1) или ударом монеты о сигнальный звонок с двумя разнотонными чашками – получается характерный звон, действующий на микрофон А.; 2) или ударом монтеы о пружинку, что вызывает в ней колебания, к-рыми при помощи пристроенного контакта производится переменное шунтирование (см.) микрофона; 3) или шунтированием поверхностью самой монеты микрофона в А., что дает характерный треск в телефонной цепи; 4) наконец, перемещение монеты в копилку производится при помощи рукоятки А., поворот которой приводит в действие особый контакт, шунтирующий микрофон; если требуемый разговор, следствие занятости абонента или по другим причинам, не состоялся, то возможно, при помощи  нажатия кнопки в А. или особой кнопки в шнурах телефонистки, выбросить вложенную монету обратно из автомата.




Комментариев нет:

Отправить комментарий